13 Апр Чтение с нехочухами
Я несколько раз жаловалась на то, что мои двойняшки совсем не любят читать. Сначала они книги грызли, потом по ним ходили и прыгали, затем – бросали. На каждое предложение почитать книжка захлопывалась и улетала в угол. Но я так легко не сдаюсь. Разница со старшей дочкой была огромная: Алиса с удовольствием слушала книжки чуть ли не с рождения. Но учеников у меня было все-таки больше, чем своих детей, поэтому ничего необычного и неожиданного в этой ситуации не было. Пришлось поменять подход (причем несколько раз), и сейчас я уже могу рассказать о том, как мы пришли к регулярному чтению. Не знаю, как пойдет дальше, но на сегодняшний день я читаю двойняшкам ежедневно примерно по часу, у них появились любимые книжки и герои, они готовы хотя бы минимум внимания уделить практически любой книге – не факт, что она понравится, но желание познакомиться с новой книжкой у них есть. Мамы тех детей, которые всегда читали и читают с удовольствием, меня не поймут, и интересного для них в посте ничего не будет. А вот если ваши малыши захлопывают книжки, советую почитать и подумать, как вы можете применить наш опыт к своей ситуации.
1. Первый этап: самодельные книжки.
Дети не хотят читать ничего. Вообще. Им неинтересно разглядывать картинки. Их не интересует книга как объект в принципе. На несколько минут удается поймать на крючок только самодельными книжками. Самодельные у нас были «Где обедал воробей»: фотографии (не рисунки!) животных на белом фоне. «Очень голодная гусеница»: заламинированная ксерокопия книжки. Заламинированная полностью, покрывая дырочки: чтобы не отвлекаться, иначе ничего, кроме дырочек дети так и не заметят, и подерутся в процессе за возможность засунуть пальчик в очередную из них. «Пять котят»: опять фото на белом фоне. «Рукавичка»: очень понятно, но недетально прорисованные животные (рисунки, не фото) на белом фоне.
2. Второй этап: смотреть – это интересно.
Малыши еще не знают, что разглядывать картинки – это интересно. Картинки в книгах не интересуют – вешаем картинки на стены. Рассматриваем на ручках, называем, по каждой картинке начинаю рассказывать микроскопические истории. Через пару недель дети начинают доставать книжки и рассматривать иллюстрации. Сначала Юки, а с задержкой примерно на месяц – Юна. Самодельные книжки остаются, остальные пока только рассматриваем и называем то, что есть на картинках. Лишнее слово вставить не получается: книга неминуемо будет закрыта.
3. Третий этап: слушать – это интересно.
Настольный театр не подошел. Дети не слушают и не смотрят, отбирают игрушки и разбрасывают во все стороны. На помощь приходят сказки-шумелки. Каждая сказка – это простая, примитивная даже история. И действия героев мы сопровождаем разными звуками. С помощью заранее подготовленных подручных предметов изображаем топот героев, скрип снега или открываемой двери и прочие стук, звон, скрежет и т.д. На удивление, предметы мои дети не отбирают (какое-то время), завороженно слушают. Сказки короткие, поэтому они успевают дослушать до конца, а потом уже залезть в мою коробку.
И еще про слушать. Русские народные сказки в это время у нас только вечером, перед сном, в темной комнате. Я не читаю, а просто рассказываю. Читать их дети отказываются, но в процессе укладывания слушают, и когда мы дойдем до чтения сказок, дети уже будут помнить их наизусть. Добавляю в таком же формате Сутеева: пересказываю истории перед сном. Рассказываю стихи: Чуковский, Пушкин, Барто.
4. Четвертый этап: примитивные истории с примитивными картинками.
И со старшей дочкой, и с малышами именно через примитивные книжки мы пришли к регулярному чтению. Это книжки, которые принято ругать в любом приличном обществе: переведенная на русский «Свинка Пеппа» — первый любимый герой малышей. Диснеевские книжки с кадрами из мультиков. Какие-то малышовые книжки с низкопробными компьютерными иллюстрациями, которые кто-то когда-то подарил. Я сокрушалась еще с Алисой: дома столько книг с чудесными иллюстрациями, а она рассматривает уродливых компьютерных утят. Но для некоторых деток эти четкие яркие рисунки интереснее Сутеева. Задерживаться мы на них не будем, но на этапе «заинтересовать» я им благодарна. Неоднократно разговаривала с другими родителями на тему того, что «я никогда не буду показывать детям такое убожество, надо воспитывать хороший художественный вкус с рождения». Мне не шашечки, мне ехать, и если ехать поможет то, что не соответствует моим представлениям о хороших иллюстрациях, отказываться не буду.
Отдельно про «Свинку Пеппу» и компанию. Эти книжки не имеют ни русской, ни японской культурной составляющей, но помогли сформировать привычку к регулярному чтению. Если вы мама нечитающего ребенка и придерживаетесь мнения, что нельзя давать обезличенную литературу без культурной составляющей, то подумайте еще раз о вашей принципиальности: до культурной составляющей в вашем случае надо еще доехать, а доехать можно и без шашечек. И если ребенок впервые в жизни заинтересовался книжкой, и была это «книжка про какашки», а дома у вас ненужная ребенку коллекция сказок с иллюстрациями Ломаева, то я бы на вашем месте читала то, что интересно ребенку, вышла на регулярное чтение и потом снова достала то, что отвечает вашему художественному вкусу.
5. Пятый этап, проходил одновременно с четвертым: книжки с окошками.
Мы наконец дошли до книжек с окошками и прочими интерактивными элементами. Только теперь дети уже не просто по одному разу пооткрывают окошки и бросят, они разглядывают и слушают.
К этому моменту сказки-шумелки я уже убрала. Можно было бы и продолжить, но у меня на все не хватает ресурса. Раз уж мы дошли до нормального чтения, вспомогательные (пусть и замечательные) методы и приемы я убрала.
6. Шестой этап: ура, мы у цели.
Вот он, Сутеев. Уже знакомый по моим вечерним пересказам. Долго слушает и рассматривает Юки, а Юна – минуты 3. Она пока на предыдущем этапе, и с самого начала у них держится эта разница. Вот он, Пушкин. Тоже знакомый по моим вечерним рассказам. Только сейчас уже с картинками виммельбуха по сказкам Пушкина. Да, там много деталей, но детям уже интересны и такие картинки. Вот он, Айболит. Вот они, русские народные сказки с классическими иллюстрациями. Хорошо знакомые тексты соединяются с иллюстрациями в книжке.
Мы читаем каждый день одно и то же. Время от времени я достаю что-то новое, предлагаю, смотрю на реакцию. С преувеличенным энтузиазмом показываю новую книгу: «Смотрите, что у меня есть! Вот это да! Это же новая книжка! Что же там внутри?» И у малышей уже есть это желание познакомиться с новой книжкой, хотя бы просто заглянуть. И неважно, что там: сказки, атлас мира, Алискины музыкальные ноты с картинками, книга кулинарных рецептов. Этот интерес очень важен: а это еще что за книжка, что там внутри, что вообще могут содержать в себе книжки?
У меня очень непростые обстоятельства. Детей одновременно двое (старшую не считаем), они друг с другом конкурируют и спорят. Сложно находить книжки, которые заинтересуют обоих одновременно. Возможности разделять детей у меня нет. Они часто несут разные книжки, и я комментирую одновременно одной про животных, другому про машины, голова кругом. Но все чаще мы просто нормально читаем. Это я к тому, что с одним ребенком всех этих дополнительных сложностей просто нет. Если получается даже у меня в таких неидеальных условиях, у вас получится тем более. Не опускайте руки! Пробуйте разные варианты. Предлагайте разные книги и иллюстрации. Может быть у вас хорошо пойдет настольный театр, а может быть сказки-шумелки, может быть вам удастся иначе заинтересовать – смотреть и слушать.
Sorry, the comment form is closed at this time.