20 Мар Понять всё?
Я напишу о том, что в некоторых семьях и у некоторых учителей оказывает очень сильное влияние на процесс изучения языка и желание делать это дальше. Речь идет о понятном желании взрослого: «Надо, чтобы ребенок всё понял».
Понял всё. Вообще всё. Мы читаем книжку, и нам не дает покоя тот факт, что ребенок может не понять всё. Тот факт, что может остаться что-то непонятное, неохваченное. Что ребенок промолчит, услышав незнакомое слово, а мы не догадаемся о том, что оно было незнакомым, и пропустим, упустим. Оно останется незнакомым и дальше! Мы прочитаем книжку, а ребенок не всё поймет!
«Зачем читать русские народные сказки, ребенок там 100% не все поймет».
«Зачем читать Простоквашино, ребенок не поймет все шутки».
Какие у желания «понять всё» последствия? Очень подробные, дотошные уроки, когда мы стремимся дойти до этого абсолюта, до идеального понимания каждой запятой и каждой изнанки каждой шутки. Когда мы после каждого абзаца останавливаемся. Когда часто выдергиваем ребенка из истории для того, чтобы объяснить и научить. Когда не доверяем естественному процессу понимания и восприятия текста, а заменяем его объяснением и научением.
А какие там естественные процессы понимания? Вспомните, как вы читали сказки в детстве. Вы не понимали многих слов, но со временем их становилось все меньше. Если вы плюс-минус моего возраста, то как читали «Простоквашино»? Многие шутки понимали ваши родители, а вы их вообще не замечали, и только спустя несколько лет, перечитывая, находили их и — внимание! — в некоторых местах понимали, что тут есть шутка, но не понимали смысла, а в некоторых местах уже просто смеялись. Спустя еще какое-то время вам было уже все понятно. Аллюзии на другие произведения, ирония, крылатые фразы, пародии — это все вы присваивали постепенно, со временем, с опытом, с возрастом и т.д.
И вам также попадалось много непонятных слов. Что вы с ними делали?
Во-первых, часть понимали из контекста. Я много пишу о том, что в процессе обучения языковая догадка куда важнее, чем объяснения, а тренируется она только так, сталкиваясь с незнакомым и непонятным. Тщательно объясняя каждую букву, мы лишаем ребенка возможности развивать то, что необходимо развивать для нормального освоения языка.
Во-вторых, некоторые слова все равно оставались непонятным. А потом вы их встречали в других книжках, в разговорах, в передачах, и там контекст был уже понятнее. В конце концов смысл становился ясным. И, возможно, сначала слово или выражение было понятно только приблизительно, но со временем, встретившись вам в разных контекстах и ситуациях, оно становилось понятным до малейших нюансов и оттенков.
Ваши дети проходят похожий путь. Да, у них в наличии меньше языкового материала, у них нет полноценной языковой среды, но процессы остаются те же. Поэтому, помимо чтения, у нас есть еще работа с текстом и вокруг текста. Мы не оставляем ребенка один на один со всеми задачами, мы что-то обязательно объясняем, но не добиваемся полного и абсолютного понимания.
Не бойтесь. Не понимать «всё» — это нормально. Не объяснять «всё» — это хорошо. Дать ребёнку погрузиться в историю и не выдёргивать его постоянно вопросами на понимание — это правильно. Даже в медленном и подробном чтении хорошо бы оставить место «просто чтению».
Успехов вам!
Sorry, the comment form is closed at this time.